Система Orphus Тюкалинское телевидение "ГТРК-ОМСК" - Позывной «Я -90-й». Вера Трофимова

Уважаемые посетители!

С июля 2016 г. в связи с закрытием организации

Тюкалинское телевидение прекратило свою работу. 

Сайт перешел в статичный режим и более не обновляется.

Позывной «Я -90-й». Вера Трофимова

                                                                                                                       

Позывной «Я -90-й». Вера ТрофимоваСкромная связистка, одной из первых узнавшая о капитуляции Германии, ветеран  Вера Трофимова вспоминает о Дне Победы.
Мы продолжаем нашу рубрику «Поколение победителей». Ветеран Великой Отечественной  войны Вера Трофимова служила в 302-й отдельной роте связи. Они соединяли на телефонной линии первых лиц государства.  Как Вера Васильевна подслушала разговор первого номера с командующим армией и за что побывала на гауптвахте – в нашем материале.
Мой позывной «Я – девяностый» – вспоминает Вера Трофимова. Она попала на фронт  восемнадцатилетней девчонкой. К тому времени Верочка Ферулева – такая фамилия была у Веры Васильевны в девичестве – уже работала трактористкой в колхозе. Прямо в поле ей и вручили повестку.
((СХ 00:18
Титр: Вера Трофимова – ветеран ВОВ.
«…Я жила в деревне Климино. Трактористкой работала. Прямо на поле принесли повестку. Уже вечером поздно. И к 9 явиться в военкомат. Меня за ночь обули, одели. Кто рукавицы, кто что. Вымыли и дали килограмм муки. Не было ни хлеба, ничего. 30 граммов муки на трудодень получали. Мне спекли лепешки, прошла комиссию и отправилась в Новосибирск. Проучилась там три месяца, сформировали роту и отправили в Москву. Там отдельный полк связи сформировали. Мне посчастливилось. Видела всех  вождей…. Сталин, Ворошилов, Буденный, Калинин …»))
Как и каждому из тех, кто воевал с фашистскими захватчиками, Вере Трофимовой довелось повидать  многое. Как вспоминает Вера Васильевна, иногда не помнили какие дни недели, дежурить у телефонов приходилось сутками.
((СХ 00:18
Титр: Вера Трофимова – ветеран ВОВ.
«…Работала на телефоне. Сидишь с аппаратом в землянке. Потом на коммутаторе работала. Где все генералы, весь фронт подключается. Два коммутатора по 90 номеров. И позывной у меня был «я - девяностый». Там только успевай. В первую очередь первые номера. Отделы и шифровальный, и разведывательный, и хозчасть, линейные, радиовзвод, оперотряд. Там только в наушниках сидишь и в две руки …»))
А когда фронт двигался быстро, делились, кто двигается вперед, разворачивает там новую станцию, а кто продолжает работать на старой. Иногда физическая усталость доходила до такой степени, что даже страх за жизнь исчезал. Однажды молодая связистка Верочка не выдержала и уснула прямо у аппарата.
((СХ 00:18
Титр: Вера Трофимова – ветеран ВОВ.
«…Очень тяжело было. Спали на снегу. И когда фронт быстро движется, мы развертываемся быстро станцию. Сухарь дадут на сутки и все…..И шли, и ехали. И шли пешком. Везде развертывали… Помню получила гауптвахту, за то, что уснула на посту. Сидела за телефоном. Там каждая секунда дорога. А я ночью сидела, фронт пошел вперед. Половина нас пошли вперед, я на точке осталась. Звонили-звонили. Там часовой меня охраняет. И не дозвонились. Приехали и сняли меня. И получила гауптвахту пять суток, за то, что уснула …»))
Вера Васильевна от Москвы до Берлина прошла практически с телефонной катушкой за плечами. Сначала с третьим Украинским, потом с первым Белорусским. Дошла до Берлина. А о Победе узнала одной из первых. Подслушала.
((СХ 00:18
Титр: Вера Трофимова – ветеран ВОВ.
«…Я сидела на развернутой станции. Два коммутатора по 90 номеров. Я сидела ночью одна в наушниках. Там только успеваешь…позвонил первый номер. Наверно командующий. Я открыла ключ. Он сказал, какой номер. Я включила и послушала – говорят или нет. И слышу – война кончилась. Германия капитулировала. У меня чуть телефон не выпал из рук. И не знаю, или работать, или что. …»))
В роте еще не знали, что победа. А рассказать девушка никому не могла. Не признаешься же, что самого первого подслушала. Да и девятого мая, когда все праздновали, они не могли веселиться, не писали свои имена на стенах Рейхстага, в День победы они хоронили подругу, там, у этих стен
((СХ 00:18
Титр: Вера Трофимова – ветеран ВОВ.
«…И в этот день омичка стояла на посту и погибла. Разрывная пуля прямо в голову попала. Фамилия помню Веренянина Соня. И мы похоронили ее у Рейхстага. У Рейхстага была, крестик поставила там …»))
Вера Васильевна хорошо помнит о том, как теряли товарищей, фамилии всех командиров. Жалеет, что так и не связалась с командиром отделения омичкой Еленой Казаковой. А вот о своих наградах помнит мало. Говорит, что самый ценный был знак «Отличник связи», но после войны хотелось забыть обо всем, что связано с теми страшными годами.
((СХ 00:18
Титр: Вера Трофимова – ветеран ВОВ.
«…Я больших наград не имела. Связисты мало имели наград. Был знак «Отличный связист». Это была моя награда. За взятие Варшавы. За взятие Берлина. За победу над Германией. Орден Отечественной войны, Орден Славы. Потеряла я самые главные. И Отличник связи, который мне очень дорог. Уже в Берлине  его получила, отдала ребятам на игрушки, не понимала тогда. Думала, ну кончилась война, и все…»))
После войны Вера Васильевна вернулась в родную деревню. Работала на тракторе, потом учетчицей. Мечтала снова на коммутатор, но в Тюкалинске на узле связи не было вакансий. Вера Ферулева вышла замуж, стала Трофимова. Долго поддерживала переписку с однополчанами. Многие из них – омички. Но сейчас уже никого из них нет в живых. Остались только воспоминания, да фотографии тех фронтовых лет. Есть даже фото, сделанное с сослуживцами в День Победы в Берлине. Она его бережно хранит. Ведь это часть истории семьи, часть истории нашей страны.

Мы Вконтакте