Система Orphus Тюкалинское телевидение "ГТРК-ОМСК" - К 70-летию Победы. Воспоминания Михаила Сипакова

Уважаемые посетители!

С июля 2016 г. в связи с закрытием организации

Тюкалинское телевидение прекратило свою работу. 

Сайт перешел в статичный режим и более не обновляется.

К 70-летию Победы. Воспоминания Михаила Сипакова

                                                                                                                       

К 70-летию Победы. Воспоминания Михаила СипаковаМихаил Сипаков вспоминает свои фронтовые подвиги.

С каждым годом, свидетелей и участников Великой Отечественной войны, увы, становится всё меньше и меньше. А живут эти, вроде бы малозаметные люди, которые могут  много рассказать о тех страшных событиях,  рядом с нами. Михаилу Сипакову было всего лишь 17 лет, когда его призвали в армию. События тех лет он помнит так, будто они происходили вчера. О своём боевом пути ветеран поведал нашей съемочной группе.

 Нелегко сложилась военная судьба  Михаила Сипакова. Его служба началась 11 ноября 1943 года, когда он в свои неполные семнадцать лет был призван в армию из села Яман Крутинского района. Вначале он попал в полковую школу для подготовки сержантов, которая располагалась в городе Куйбышеве Новосибирской области, и был определен в стрелковую роту. Однако вместо положенных шести месяцев он пробыл там менее четырех, и в марте 1944 года в звании ефрейтора был отправлен к месту боевых действий. Фронт ежедневно требовал пополнения - на место погибших должны были вставать другие. Потому и сокращались порой сроки подготовки. Призывались даже мальчишки, еще не достигшие совершеннолетия.

((СХ 00:30
Титр: Михаил Сипаков – ветеран ВОВ
«...2 апреля 1944 года прибыли на фронт под Псков. Нас распределили по дивизиям. Я попал в 86-ю дивизию 30 полка. Мы стояли в обороне перед Псковом. Всего 15 километров.  Мы, как говорится, на заре всегда смотрели на Псков в бинокли. В обороне был я около  месяца, а потом пошли в наступление. Для того чтобы взять Псков, требовалось 3 армии. В первом бою наша рота потеряла половину  своего состава...»))

Там Михаил Васильевич впервые был контужен при обстреле из немецких минометов - мина взорвалась на бруствере окопа. А если бы она прошла еще в нескольких сантиметрах - он вряд ли остался бы в живых. В результате взрывной волны полопалась гимнастерка, и даже кожа на руке и плече. Окровавленный и контуженный, он был отправлен в санитарный батальон. В результате лечения слух восстановился только через 12 дней, после чего он вернулся назад, в свою часть. После контузии Михаил Васильевич стал связным начальника штаба полка. 21 июля 1944 года он был послан с пакетом на позиции наших войск, которые готовились к форсированию реки Великой. С трудом пробирался связной ползком по открытой местности, которую простреливали прицельным огнем с противоположного берега. Добравшись до окопов, связной двинулся дальше, покинув укрытие. И тут он услышал свист мины и крик «Назад!». Солдат среагировал мгновенно, прыгнул назад в укрытие, закрыв собой однополчанина.

((СХ 00:30
Титр: Михаил Сипаков – ветеран ВОВ
«...Нога у меня левая провалилась, а в правую я был ранен этой миной, которая взорвалась на том месте, где я стоял. Оттуда я прыгнул в окоп.  Под коленным суставом было пробито большое отверстие. Когда прошел взрыв, я согнул колени. Боевому товарищу сказал, что ушиб ногу. Пожаловался на сильную боль. Он мне сказал, что я сильно ранен. Как он вылез из под меня, спросил, есть ли у меня пакеты. Из моих сапог выдернул брюки и начал накладывать повязку. Как только обвернул мою ногу бинтом — пошла кровь. Однополчанин сказал, что здесь мне оставаться нельзя и нужно любой ценой уползти...»))  

Под палящим солнцем около четырех часов Михаил Васильевич  выползал с поля боя назад в расположение штаба, где можно было - прыгал, продвигаясь на одной ноге. Хорошая физическая подготовка и решительность помогли в этот трудные часы деревенскому парню. В блиндаже его перевязали уже более основательно, но нужна была операция. Около пяти километров несли его ночью в медсанбат в плащ-палатке. А утром, вместе с другими ранеными, увезли в полевой госпиталь. Рана оказалась очень серьёзной. Начались скитания по госпиталям. В Ярославле ему, наконец-то, сделали операцию, но она не помогла - нога не заживала. И тогда назначили ампутацию. Но он не дал ампутировать ногу - восстал против своего лечащего врача. Так и не вылечившись, в декабре 1944 года его перевели уже в гражданский госпиталь, который располагался в г. Улан-Удэ, где хирург твердо заверил его, что ногу сохранят. Михаил Васильевич перенёс шесть  тяжелых операций под наркозом. Один осколок так и остался в ноге, который и на сегодняшний день дает о себе знать. Победу фронтовик встретил в Улан-Удэ, тогда он уже был послан на погрузку дров для госпиталя в команде выздоравливающих.

((СХ 00:30
Титр: Михаил Сипаков
«...Нас - 12 человек погрузили в пароход и баржу. Восьмого числа мы прибыли на место, а там был лес, который мы с правого берега должны были грузить. бойцов и 6 медсестер грузили баржу.  Половину баржи мы загрузили восьмого...»))

А уже утром 9 мая 1945 года им сообщили о победе над Германией, об окончании войны. Трудно передать ту радость, которую они испытали при этом известии. Воодушевленные они сделали, казалось бы, в обычных условиях невозможное - до обеда баржа была загружена. И в тот же день они вернулись в госпиталь к свои товарищам, для празднования этого великого события.     За боевые заслуги Михаил Сипаков имеет награды: орден Отечественной войны II степени, медали «За отвагу», «За победу над Германией», а также  юбилейные. Ветеран с горечью говорит, что война, как и у других, тяжело и болезненно прошла через всю его жизнь. Но он гордится за себя и за свое поколение в целом.

Мы Вконтакте